Стратегический план развития техникума

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Котельниковский промышленно-экономический техникум

Московской области

Рассмотрено и одобрено

на заседании

Педагогического Совета

ГБОУ СПО «КПЭТ» МО

«10» октября 2013 г.

Утверждаю:

И.о. директора ГБОУ СПО

«КПЭТ» МО

__________ И.Л. Петренко

«10» октября 2013 г.

Программа развития

Государственного бюджетного образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Котельниковский промышленно-экономический техникум

Московской области

На период 2013-2018 годы.

1. ВВЕДЕНИЕ

Принятие нового Закона об образовании, введение в действие и реализация нового поколения ФГОС СПО, в соответствии с Концепцией модернизации российского образования, в которой предусматривается опережающее развитие среднего профессионального образования, потребовало создания «Программы развития» ГБОУ СПО «КПЭТ» МО Г. Котельники. «Программа развития» является формой общественного договора о стратегии развития техникума.

         Программа разработана на основании и с учетом следующих нормативно-правовых актов:

Российской Федерации:

        Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

        Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010);

        Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

        Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

        Приоритетные направления развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, утвержденные Президентом РФ 21 мая 2006 года;

        Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»;

        Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (Утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 7 февраля 2008 г., № Пр-212);

        Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 г.г.;

        Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года, утвержденная коллегией минобрнауки России 18.06.2013;

        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

        Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;

        Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р;

        План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р

Московской области:

        Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2020 года (одобрена Постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 № 1164/49);

        Долгосрочная целевая программа Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года» (утверждена Постановлением Правительства Московской области от 8 октября 2008 г. № 911/38);

        Постановление от 3 февраля 2009 г. № 84/53 «Об утверждении программы действий по обеспечению конкурентоспособности и развития экономики Московской области, переобучению и трудоустройству населения, сокращению издержек в бюджетном секторе, включая поддержку мер по энергосбережению и ускоренную реализацию проектов модернизации коммунальных сетей»;

        Постановления Правительства Московской области об утверждении целевых программ Московской области.

1.      ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Тип: учреждение среднего профессионального образования

Вид: техникум

Гражданско-правовой статус: некоммерческая организация

Финансово-экономический статус: бюджетное учреждение

Организационно - правовая форма: государственное образовательное учреждение

Учреждение создано в соответствии с постановлением Правительства Московской области «О передаче (приёме) в государственную собственность Московской области имущества муниципальных учреждений профессионального образования» от 26.12.2005 № 965/52 «Котельниковский промышленно-экономический техникум». Учреждение является правопреемником Муниципального образовательного учреждения «Котельниковский промышленно-экономический техникум» созданного на основании постановления Главы администрации посёлка Котельники от 29.05.1997 г. № 153/12-ПГ «О создании муниципального образовательного учреждения «Котельниковский промышленно-экономический техникум».

Техникум осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Московской области «Об образовании», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, Уставом.

Имущество техникума, относящиеся к государственной собственности, закреплено за образовательным учреждением на праве оперативного управления.

Общая площадь здания техникума составляет 2256,2 кв.м. Земельный участок площадью 9162 кв.м., занимаемый учебным корпусом, вспомогательными помещениями, передан образовательному учреждению в бессрочное пользование.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Котельниковский промышленно-экономический техникум» Московский области (ГБОУ СПО «КПЭТ» МО)

Учредитель: Министерство образования   Московской области

Юридический адрес: Россия, Московская область, г. Котельники, микрорайон Силикат, д. 41 а

Фактический адрес: 140053, Россия, Московская область, г. Котельники, микрорайон Силикат, д. 41 а

Телефон/факс: 8 (495)554-74-49

Адрес электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Официальный сайт: www. mokpet.ru

И.о. директора техникума: Петренко Ирина Леонтьевна

Лицензия: серия 50 Л01 № 0000491, регистрационный номер 70313 от 07.02.2013. выдана Министерством образования Московской области, бессрочная.

Свидетельство о государственной аккредитации выдано Министерством образования Московской области № 0000441 от 05 июня 2013 г. рег. № 2200.

Контингент обучающихся по состоянию на 01 сентября 2013 года составило 270 человек, план набора 75 человек; фактический набор 75 человек, что составляет 100%; 10 академических групп. Списочный состав студентов ГБОУ СПО КПЭТ МО на 01.09.2013 составил 270 человек из них:

1 курс - 75 чел

2 курс - 88 чел.

3 курс - 82 чел

4 курс - 25 чел

Управление техникумом строится на принципах единоначалия и самоуправления, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Московской области и Уставом техникума. Структура и система управления техникумом строится в соответствии с Уставом для реализации основной цели создания и деятельности техникума.

Организационная структура техникума соответствует профилю его деятельности и при необходимости совершенствуется на основании решений Педагогического совета техникума и Совета учебного заведения по представлению руководства техникума для решения поставленных задач на определенном этапе развития.

Управление техникумом реализуется на основе сочетания единоначалия, в лице директора, и самоуправления коллектива, осуществляемого Советом техникума.                                                                

Кадровый состав педагогических, в том числе руководящих штатных работников характеризуется следующими данными:

Показатели:

АУП

Основной персонал

УВП

Чел. / %

ВСЕГО

Преподаватели

Чел. / %

Мастера п\о

Чел. / %

1.Уровень образования

1.1. Высшее

6

15/100%

1/100%

5/100%

27

1.2.Среднее профессиональное

и незаконченное высшее

0

0

0

1/16%

1

ВСЕГО:

6

15

1

6

28

2. Звания и награды

2.1. Заслуженный учитель РФ, мастер РФ

0

0

0

0

0

2.2. Почетный работник СПО РФ

0

0

0

0

0

2.4. Кандидат наук

0

0

0

2

2

2.5. Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

1

0

0

0

1

ВСЕГО:

1

0

0

2

3

3. Число аттестованных на категорию

3.1. Высшую

1

4

0

2

7

3.2. Первую

3

5

1

0

9

3.3.Вторую

0

2

0

1

3

3.4.Не аттестованные

2

4

0

3

9

ВСЕГО:

6

5

1

6

28

 

В соответствии с лицензией техникум реализует основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки.

В техникуме ведется подготовка на базе основного общего образования в соответствии с Государственными образовательными стандартами 2-го поколения и Федерального образовательного стандарта 3-го поколения по специальностям социально-экономического, гуманитарного и технических профилей.

В настоящее время в техникуме осуществляется подготовка специалистов среднего звена по 4 специальностям базового уровня на базе основного общего образования и среднего (полного) об­щего об­разования: 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 030912 Право и организация социального обеспечения. По окончании обучения выпускникам присваивается квалификация, соответствующая Государственным образовательным стандартам по специальностям, реализуемым в техникуме.

В техникуме имеется система менеджмента качества. Качество образования является приоритетными направлениями деятельности техникума. Ежегодно проводится мониторинг качества образования путем самообследования с последующим составлением отчета. Объектом мониторинга выступает качество образования. Мониторинг качества образования осуществляется под руководством администрации техникума. Как следствие качества обучения, можно проследить сохранность контингента техникума

Отсев обучающихся за последние 3 года не превышает 5% от планового набора.

В техникуме созданы все необходимые условия для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Техникум имеет одно учебное здание, общей площадью 2256,2 кв.м.

Для организации ведения образовательного процесса техникум располагает 16-ю учебными кабинетами, в которых проводятся теоретические и практические занятия. Все кабинеты имеют достаточное оснащение.

Имеются методический кабинет и кабинет педагога-психолога.

Библиотека одно из ведущих подразделений техникума, осуществляет библиотечно-информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса, является центром распространения информации, духовного и интеллектуального общения.

Структура библиотеки: абонемент и читальный зал на 10 посадочных мест. Читальный зал активно используется студентами техникума для самостоятельной работы, а также педагогами.

Общий фонд библиотеки составляет 6932 экземпляра, из них 5682 экземпляров - основной фонд, CD – диски – 56, видеокассеты – 95.

Техническое, эстетическое и санитарное состояние всех учебных помещений удовлетворительное.

Все учебные кабинеты оснащены мебелью, техническими средствами обучения. Имеется медицинский кабинет по оказанию первичной медицинской помощи. Медицинские услуги студентам и сотрудникам техникума предоставляются на основании ежегодных договоров, заключенных с МУЗ «Котельниковская городская поликлиника»

Для организации питания студентов техникума имеется буфет, деятельность которого осуществляется по ежегодном договорам с ООО «НИКАКЛАСС».

Для занятий физической культурой и спортом в техникуме имеются зал по фитнесу   (площадью 44,69 м2) и игровой зал (площадью 45 м2). Спортивные залы оборудованы спортивным инвентарем и приспособлены для занятий физической культурой.

Для проведения культурно-массовых мероприятий используется Дом культуры «Силикат» (по договорам). Закончились ремонтные работы в конференц-зале (предполагается его использовать как актовый зал) на 100 посадочных мест, для него имеется необходимая аудио- и видеоаппаратура.

По заключению государственной противопожарной службы техническое противопожарное состояние материально-технической базы соответствует нормативным требованиям.

По заключению Государственной санитарно-эпидемиологической службы санитарное состояние аудиторий отвечает санитарным правилам по устройству и содержанию учебных заведений.

В техникуме обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалиды. Условия для обучения лиц с ограниченными возможностями – имеются.

Стоимость обучения. Учитывая реальные затраты на организацию и обеспечение образовательного процесса, для обучающихся на договорной основе с полным возмещением затрат на обучение установлена следующая стоимость за год - 36730 руб.

Практика по профилю специальности и преддипломная практика (стажировка) проводятся в различных организациях города и района на основе прямых договоров и писем. Производственная практика выполняется в соответствии с учебными планами и программами. Обучающиеся по программам СПО проходят учебную практику на базе техникума, а производственную - на предприятиях города, района и области, заключены соответствующие договоры. По отзывам руководителей предприятий и организаций, выпускники нашего техникума обладают хорошими практическими навыками, коммуникабельны, умеют контактировать с людьми, самостоятельно принимать решения.

За последний период были награждены Почетными грамотами  Министерства образования и науки РФ Петренко И.Л.(2012 г.), Грамотами Министерства образования Московской области (2013г.) Глушко Т.В. и Панчук Г.И., Гулина И.А., Ким В.П., Чернова И.Л., Котяшова С.А.

Источниками финансового обеспечения Техникума являются:

-           субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания;

-           субсидии из областного бюджета на выполнение публичных обязательств;

-           доходы, полученные от оказания платных услуг, приносящей доход деятельности, разрешенной Уставом.

В 2012 году годовой бюджет утвержден в сумме 535500 тыс. руб. Исполнение бюджета составило 100%  

Социальное, государственное партнерство техникума:

- ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» - договор сотрудничества;

- Филиал «Котельники» ГБОУ ВПО МО «Международный университет природы, общества и человека» Дубна»- договор сотрудничества;

- НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» - договор сотрудничества;

- НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет Синергия» - договор сотрудничества

Для развития и реализации изменений в работе техникума, расширения его взаимодействия с рынком труда, повышения качества образовательных услуг – все это обуславливает необходимость разработки и принятие Программы развития техникума.

Программа определяет исходное состояние техникума, среднесрочную перспективу его развития до 2018 года.

3. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Современная образовательная организация свою деятельность строит в соответствии с требованиями социума, создает условия для обновления модели профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации отвечающих современным требованиям, предъявляемым работодателями, посредством инновационной деятельности, которая должна помочь образовательным организациям быть эффективной и конкурентоспособной на рынке образовательных услуг.   В рамках вышеизложенного, нынешние образовательные организации обязательно должны иметь своё предназначение и изменяться в соответствии с требованиями социума.

Миссией техникума является формирование профессиональной и социальной компетентности как залог повышения конкурентной способности выпускников на современном рынке труда.

В условиях изменения образовательной системы происходящих сегодня в российском обществе, приведение образовательной системы в соответствие с новыми общественными потребностями является существенной государственной проблемой и приоритетной социальной целью. На развитие техникума оказывают влияние как глобальные процессы, происходящие в сфере образования на мировом и всероссийском уровне, так и местные условия, определяющие специфику функционирования техникума. В настоящее время происходит активное формирование рынка образовательных услуг. Участие в конкурентной борьбе на этом рынке ставит перед техникумом ряд задач по удовлетворению рыночного спроса и по обеспечению высокого качества подготовки всех выпускаемых направлений.

На состояние и траекторию развития техникума оказывают влияние следующие социальные и экономические факторы:

- внедрение системы персонифицированного финансирования образования;

- отсутствие необходимого количества рабочих мест на рынке труда.

Всё это проходит в условиях коренной реформы образования в России. В этих условиях наиболее существенными являются следующие проблемы:

- недостаточный уровень бюджетного финансирования;

- недостаточное обеспечение современной материально-технической базой теоретического и практического (производственного) обучения в техникуме;

- инертность ряда работодателей в участии по выявлению уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся техникума;

- наличие в ближайшем расположении (соседние городские округа) образовательных учреждений системы СПО, которые готовят специалистов того же профиля;

- несформированность у большинства студентов потребности в самовоспитании и самореализации, стремления к непрерывному профессионально-личностному развитию, способности выстраивать жизненные стратегии, ориентированные на профессиональный успех, непрерывное образование в быстро меняющейся социально-экономической ситуации.

Перечисленные негативные факторы могут затруднить дальнейшее развитие техникума.         Для того, чтобы снизить вышеуказанные негативные факторы, необходимо:

- усилить работу по привлекательности техникума для потенциальных абитуриентов и потребителей образовательных услуг за счет активной рекламной компании на рынке образовательных услуг;

- обеспечивать высокое качество образовательных услуг, в том числе за счет развития системы менеджмента качества;

- модернизировать материально-техническую базу техникума;

- создать условия для личностно-профессионального развития обучающихся;

- продолжить работу с социальными партнерами в области оценки качества подготовки выпускников;

- открытие новых специальностей СПО для приоритетных отраслей экономики Московской области.

В этих условиях действия педагогического коллектива техникума должны быть направлены на создание новых реальных преимуществ через освоение выгодных рыночных позиций, и на развитие внутренних возможностей, результативности деятельности.

Любое преобразование требует четкого представления желаемого результата и путей его достижении, что, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки Программы развития техникума, базирующейся на обоснованных расчетах, позволяющих дать объективную целостную оценку потенциальных возможностей участников образовательного процесса и перспектив развития учреждения, определяющих назначение и роль учебного заведения в социально-экономическом развитии города, а так же региона.

Являясь важнейшим стратегическим документом, программа развития определяет исходное состояние образовательного учреждения; перспективу развития образовательного учреждения (ближайшую и отдаленную); систему необходимых и достаточных мер при переходе от одного этапа развития к другому, отвечает требованиям актуальности, прогностичности, рациональности, целостности, контролируемости.

Цель Программы – развитие конкурентных преимуществ техникума как образовательной организации для обеспечения востребованного и качественного профессионального образования в профессиональном образовательном пространстве Московской области;

- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

- подготовка конкурентоспособных и востребованных на рынке труда специалистов на основе фундаментального образования и позволяющего выпускникам быстро адаптироваться к меняющимся потребностям общества и обладающих компетенциями, необходимыми для решения профессиональных задач;

- формирование системы непрерывного образования.

Задачи Программы:

- создание мобильной образовательной организации, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и реагировать на запросы потенциальных потребителей;

- повышение качества профессиональной подготовки и конкурентоспособности выпускаемых специалистов за счет обеспечения высокого уровня информатизации образовательного процесса, создания качественного учебно-методического сопровождения обучения, внедрения новых информационных технологий, развития системы менеджмента качества в техникуме, создания системы стимулирования профессионального роста и эффективного использования потенциала преподавательского состава в техникуме;

- совершенствование содержания и технологий образования в соответствии с требованиями работодателей на основании профессиональных стандартов;

- повышение эффективности управления качеством подготовки специалистов с учетом практико-ориентированности образования;

- совершенствование финансово – экономических и социальных механизмов в техникуме.

Основные принцы программы:

- всесторонний анализ результатов и проблем развития техникума;

- достижения техникума, преподавателей и студентов, учет экономических механизмов функционирования и развития техникума;

- коллегиальность в воплощении Программы развития техникума.

Построенная на основе вышеназванных принципов Программа развития обусловливает необходимость совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса по ее реализации.

Анализ результатов реализации Программы развития техникума на 2007-2012 г.г. позволил выявить ряд показателей, характеризующих достижения техникума и выявить нерешенные проблемы.

К бесспорным достижениям техникума за время действия предыдущей Программы правомерно отнести:

-    обновленное качество подготовки выпускников;

- повышение статуса техникума среди других учебных заведений среднего профессионального образования.

За последние 3 года существенно обновилось качество подготовки выпускников техникума, которое проявилось в том, что:

- выпускники продолжают обучение в высших образовательных учреждениях по профилю своей профессиональной подготовки;

- ни один выпускник техникума не зарегистрирован на бирже труда.

Структура и формы образования в техникуме изменяются в зависимости от потребностей региона в подготовке кадров реализуемых в техникуме специальностей. Усилена практическая составляющая процесса подготовки кадров в системе различных видов практик. Заключено около 20 договоров с работодателями о взаимовыгодном сотрудничестве и прохождении студентами техникума производственной практики с дальнейшим трудоустройством.

Данные положительные результаты достигнуты:

1. За счет качественного состава педагогических кадров. Кадровый   состав   техникума   представляет   собой квалифицированный     педагогический     коллектив,     способный обеспечить     подготовку     специалистов     по     реализуемым специальностям в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного     стандарта     среднего     профессионального образования. В техникуме работают опытные педагоги: 100 % педагогических работников, обеспечивающих учебный процесс в техникуме, имеют высшее профессиональное образование. Кадровое обеспечение с учетом внешних совместителей - 100,0%. Текучесть кадров среди педагогических работников отсутствует. В целом качественный и количественный состав руководящих и педагогических кадров соответствует нормативным требованиям.

2. За счет организации воспитательной деятельности в техникуме. В целях повышения воспитательной роли техникума, совершенствования содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, в техникуме реализуется Программа воспитательной работы, направленная на повышение общей культуры участников образовательного процесса, формированию у подростков ответственного поведения, что является одним из основных условий успешной социализации и профессионально-личностной адаптации выпускников. Начато формирование научно-методического обеспечения воспитательной деятельности, открыта психологическая служба, ведется поиск эффективных форм организации социально-значимой работы студентов. Кураторы групп в своей работе ставят приоритетной целью стимулировать активную позицию обучающихся и их родителей к воспитанию, формированию ценностных ориентаций, бережному отношению к своему физическому и нравственному здоровью, к окружающей среде.

Одним из основных показателей эффективности работы по созданию в техникуме благоприятного нравственно-психологического климата является низкий процент правонарушений среди обучающихся и практически полное отсутствие правонарушений, совершенных повторно.

3. Повышение статуса техникума среди других учебных заведений среднего профессионального образования. Анализ данных показал, что в течение последних лет практически по всем показателям государственной аккредитации, используемым для определения вида образовательного учреждения СПО, техникум демонстрирует устойчивый рост.

Успеху реализации Программы способствовало применение современных принципов и методов управления, основанных на реализации программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.

Наряду с положительными результатами, достигнутыми коллективами структурных подразделений, существует ряд проблем, требующих решения:

1. Техникум обеспечивает достаточный уровень знаний, гарантирующий возможность трудовой деятельности сразу по его окончании. В то же время техникум, должен стремиться преодолеть существующее противоречие между унифицированностью требований Федерального государственного стандарта и объективной необходимостью дифференциации индивидуальных способностей, мотивов и интересов студентов. И это в то время, как мы имеем практически отсутствия конкурсный отбора, и гомогенность студенческих групп.

Между тем, как показали результаты анкетирования работодателей, абсолютное большинство из них хотят видеть у наших выпускников следующие качества личности: высокий уровень профессиональной подготовки; готовность к переучиванию; способность принимать самостоятельные решения; способность к творческому труду; восприимчивость к инновациям; быстроту реакции в любой обстановке.

Вывод: Решение выявленных проблем лежит в плоскости перехода ГБОУ СПО «Котельниковский промышленно-экономический техникум» МО из режима функционирования в режим развития на основе:

- формирования привлекательного имиджа ГБОУ СПО «Котельниковский промышленно-экономический техникум»;

- модернизации структуры управления;

- дальнейшего увеличения объема участия работодателей в принятии управленческих решений;

- укрепления кадрового состава;

- совершенствования методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- развития материально-технической базы техникума;

- создания системы управления качеством;

- расширения внебюджетной деятельности по всем направлениям.

- интеграции техникума с учебными заведениями городского округа Котельники, области, выход в мировое информационное пространство.

4. КОНЦЕПЦИЯ (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТ) ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНИКУМА КАК СИСТЕМЫ

Под концептуальной основой развития техникума понимается система научно-управленческих представлений, координирующая деятельность всех структур техникума.

Образовательная организация, как и любая организация, находится в тесном взаимодействии с её внешним окружением. Внешнее окружение определяет количественные и качественные параметры спроса на образовательные услуги, регулирует деятельность органов и организаций, обеспечивающих и производящих эти услуги, служит источником материальных и людских ресурсов, потребляет конечную продукцию. Внешнее пространство опосредованно обусловливает внутреннюю деятельность техникума: приоритетные направления развития, организационную культуру, систему властных отношений.

В таких условиях для обеспечения устойчивого развития   техникума с точки зрения его взаимодействия с внешней средой, его привлекательности и эффективности   можно считать необходимым повышение статуса учебного заведения за счет введения и развития новых направлений подготовки, выявления и изучения актуальных для потребителей профессиональных функций спектра программам дополнительной подготовки, качественного обновления содержания образования, обеспечивающего формирование у студентов таких базовых компетенций, как коммуникативная, экономико-правовая, информационная культура, социальная ответственность, инициативность, способность к саморазвитию.

Любое образовательное учреждение должно иметь своё предназначение и изменяться в соответствии с требованиями деловой и профессиональной среды.

В стратегической перспективе техникум позиционирует себя в качестве открытой, многоуровневой, многофункциональной, гибкой образовательной структуры в системе непрерывного образования, обеспечивающего повышение качества подготовки выпускников, отвечающего на современные запросы рынка труда и видит следующий образ желаемого качества жизни участников образовательного процесса:

1) работающего педагога:

- высокий уровень профессиональной квалификации;

- педагогическое творчество и профессиональное мастерство;

- профессиональная компетентность;

- ИКТ компетентность;

- умение создавать на занятиях и внеурочной деятельности ситуации успеха и психологически комфортную среду;

- необходимая и достаточная для участия в инновационной деятельности профессиональная подготовка.

2) выпускника. Он должен:

-                    понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

-                    иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

-                    знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

-                    обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

-                    быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

-                    быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

-                    быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;

-                    быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;

-                    быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;

-                    быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

-                    быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;

-                    обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;

-                    знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

-                    иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

    Образованность выпускника владение ключевыми и профессиональными компетентностями – это основа успешности, конкурентоспособности и предпринимательских возможностей человека.

В связи с этим действия коллектива техникума должны быть направлены на создание новых условий, способствующих развитию внутренних возможностей, результативности деятельности. Анализ внутренних и внешних факторов деятельности позволяет определить приоритеты в развитии техникума на ближайшие годы. Концепция желаемого будущего:

1. Совершенствование качества профессионального образования путем повышения уровня социальной и профессиональной компетентности обучающихся на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и, как следствие, востребованности выпускников на современном рынке труда.

2. Увеличение процента трудоустройства выпускников техникума в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности.

3. Формирование эффективной организационно-управленческой структуры и улучшение качества менеджмента образовательной деятельности техникума.

4. Повышение информационной доступности техникума путем реализации эффективной коммуникационной стратегии со средствами массовой информации; обеспечения прозрачности и открытости отчетных материалов, предоставление их в открытом доступе заинтересованным сторонам.

5. Распространение новых ценностей корпоративной культуры в рамках реализации воспитательной работы, включающих направления по формированию межкультурной компетенции обучающихся, интеграции в современное общество, проведению превентивных мер по снижению межэтнической напряженности, девиантного поведения обучающихся, патриотических мероприятий, формированию здорового образа жизни.

6. Совершенствование финансово-экономической системы управления техникумом: увеличение доли внебюджетных поступлений в структуре доходов техникума; расширение партнерских связей с коммерческим сектором для привлечения средств софинансирования; развитие механизмов частно-государственного финансирования, предоставление дополнительных образовательных услуг на платной основе.

7. Расширение инфраструктурных возможностей техникума

8. Укрепление репутации техникума и его общественной полезности в рамках среднесрочного и долгосрочного стратегического с целью выполнения миссии техникума, сформулированной Программой развития техникума по повышению качества образования и подготовки специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях инновационной экономики.

Программа развития техникума на 2014 – 2018 гг. позволит обеспечить реализацию желаемого будущего профессиональной образовательной организации – Котельниковского промышленно-экономического техникума.

5. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПЕРЕХОДА (ПЕРЕВОДА) ТЕХНИКУМА  В  НОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Этапы реализации Программы

1 этап – организационный (2013 - 2014 годы) - «старт» Программы: организация Совета Программы, изучение ситуации, оформление рабочих и проектных групп, разработка планов деятельности, проектов проведение мероприятий, связанных с разработкой проектов развития техникума, для обеспечения доступности качественного образования по отдельным направлениям и с учетом общественно-профессиональной формы управления техникумом.

2 этап – основной (2014 -2017 гг.) – реализация стратегических направлений, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание Программы, а также проведение мероприятий, направленных на инвестиции (модернизацию материально-технической базы и другие высоко-затратные работы), осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения Программы с целью последовательного изменения в образовательном процессе.

3 этап – заключительный (2017-2018 гг.) – уточнение стратегии развития техникума в соответствии с приоритетами в области социально-экономического развития а и системы образования, в частности, оценка достигнутых результатов реализации Программы и определение перспектив дальнейшего развития техникума.

Исполнители: все субъекты образовательного процесса.

Основные направления развития техникума:

  1. Совершенствование управления техникумом:

Задачи: Создание системы управления, обеспечивающей необходимые организационные условия для эффективной деятельности техникумом.

Основные направления:

- внедрение в практику управления технологий современного менеджмента;

- сбалансированность системы управления и организационной структуры техникума.

Поскольку в предстоящий период приходится прогнозировать не ослабление, а усиление административного давления на профессиональные организации со стороны внешней среды, в техникуме будет пересмотрена технология поддержки принятия и оперативного исполнения управленческих решений. Применение современных технологий менеджмента должно стать обязательным условием сохранения образовательной конкурентоспособности. Для этой цели наряду с высоким уровнем компьютерного оснащения необходимы внедрение соответствующего программного обеспечения и постоянно действующий механизм повышения квалификации работников техникума в области инновационного, образовательного, финансово-экономического, правового и социального администрирования. Этому должно содействовать введение в техникуме централизованного электронного документооборота, развитие информационных систем управления на всех уровнях иерархии административной системы техникума, компьютерное и коммуникационное обеспечение информатизации учебной и управленческой деятельности.

2. Содержание профессионального образования и организация образовательного процесса.

Задачи: приведение профессиональных программ в соответствие с запросами личности, с потребностями работодателей регионального рынка труда.

Основные направления:

- развитие системы непрерывного профессионального образования;

- проектирование и внедрение новых образовательных программ;

- корректировка лицензированных образовательных программ с целью их улучшения;

- модернизация содержания и технологий обеспечения качества образования, формирования конкурентной среды;

- совершенствование общеобразовательной подготовки с учетом профилей получаемого профессионального образования.

Содержание мероприятий и их выполнение:

Проведение работы по изучению потребностей рынка труда, потенциальных потребителей образовательной услуги в новых специальностях СПО, направлениях подготовки по дополнительному профессиональному образованию.

Лицензирование востребованных специальностей СПО.

Внедрение новых образовательных программ. Реализация новых специальностей.Анализ и ежегодная корректировка содержания образования (РУП, рабочие программы, КТП, контрольно-измерительные материалы. УМК дисциплин) по всем реализуемым в техникуме образовательным программам СПО, разработанные согласно ФГОС СПО.

Разработка и корректировка локальной нормативной документации.

Совершенствование учебно-методического обеспечения общеобразовательных дисциплин с целью улучшения содержания с учетом профилей подготовки.

Изучение и внедрение в образовательный процесс современных достижений науки и производства..

Совершенствование системы мониторинга качества образовательного процесса.

Развитие интеграции «Школа-Техникум-Вуз» путем сотрудничества.

2014-2018 Обучение преподавателей техникума по программам переподготовки «Педагогика».

3. Совершенствование финансово-экономического администрирования:

Задачи: получение дополнительных доходов платных услуг для реализации Программы развития техникума.

Основные направления:

- наращивание финансирования за счет увеличения спектра предлагаемых образовательных и иных услуг;

- оптимизация затрат, минимизация рисков, энерго-ресурсосбережение;

- совмещение бюджетной и внебюджетной системы.

4. Позиционирование и партнерство:

Задачи: Позиционирование техникума как важнейшего ресурса инновационного развития экономики региона через новые механизмы профориентации и информирования граждан о перспективных и востребованных на рынке труда профессиях и специальностях.

Содержание мероприятий и их выполнение:

2013-2018 гг. Постоянное освещение и предоставление информации о событиях, входящих в категорию «культурно-просветительские» как через сайт техникума, так и информационным партнерам – газета «Котельники сегодня», ТВ «Котельники», региональным СМИ, социальные сети (Вконтакте, Facebook, Twitter и т.д.) Благодаря данному виду позиционирования станет возможным создание и поддержание позитивного образа техникума, привлечения внимания со стороны разных целевых аудиторий и решении внутренних задач образовательной организации. Это открытое позиционирование итогов деятельности техникума;

2013-2018 гг. Формирование привлекательного имиджа техникума в обществе;

2013-2018 гг. Формирование оптимальных условий для удовлетворения потребностей работников техникума и обучающихся, развитие корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды;

2013-2018 гг. Расширение сотрудничества с органами власти, управления, бизнеса, правоохранительными органами, общественностью, обеспечение тесного взаимовыгодного взаимодействия с работодателями, корпоративными клиентами, отечественными и зарубежными партнерами.

Социальное партнерство:

Задачи:расширение пространства социального партнерства, развитие различных форм взаимодействия его субъектов.

Содержание мероприятий и их выполнение:

2013-2018

- определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда;

- определение требований к качеству подготовки специалистов и участие в итоговой государственной аттестации выпускников;

- определение требований к качеству учебно-программной документации;

- совершенствование организации образовательного процесса;

- развитие материально-технической базы техникума;

- оценка деятельности образовательного учреждения, участие в лицензировании и государственной аккредитации техникума;

- формирование и реализация вариативных воспитательных систем;

- развитие профориентации населения;

- трудоустройство выпускников техникума;

- качественная оценка образовательной деятельности техникума.

5. Совершенствование материально-технической базы:

Задачи: Материально-техническое оснащение специальностей техникума в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта среднего профессионального образования.

Основные направления:

- развитие материально-технической базы кабинетов теоретического и практического обучения;

- развитие материально-технической базы мастерских, лабораторий;

- развитие материально-технической базы внеучебной деятельности;

- улучшение инфраструктуры техникума.

Содержание мероприятий и их выполнение:

2014 Приобретение лабораторных стендов и оборудования для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

2013-2015 Обновление реквизита (оборудование) для проведения общих мероприятий техникума.

2013-2014 Приобретение компьютерной техники в количестве 10 единиц.

2015-2016 Приобретение компьютерной техники в количестве 10 единиц.

2017-2018 Приобретение компьютерной техники в количестве 10 единиц.

2014-2016 Открытие нового финтес-зала.

2015-2018 Оборудование спортивной площадки.

2013-2018 Благоустройство территории техникума:

- ремонт асфальтного покрытия;

- установка скамеек для спортивной площадки;

- установка недостающего ограждения (40 м) территории техникума;

- благоустройство внутренних дворов техникума;

- капитальный ремонт 100 кв. м. помещений здания техникума;

- текущий ремонт 250 кв. м. помещений здания техникума;

- выполнение косметического ремонта фасада здания;

- частичная замена тепловой системы отопления, канализации и водоснабжения.

2013-2015 Приобретение средств индивидуальной защиты и др. средств обеспечения гражданской обороны.

6. Информатизация образовательного учреждения

Задачи:

− внедрение информационно - коммуникационных технологий в образовательный процесс техникума;

− повышение эффективности работы структурных подразделений техникума за счет внедрения информационных технологий;

− развитие единой образовательной информационной среды,   обеспечивающей единство образовательного пространства техникума.

Основные направления:

- приобретении оборудования и программного обеспечения;

- расширение информационного пространства техникума;

- развитие внутреннего и внешнего порталов техникума;

- подготовка педагогических, административных кадров техникума, способных эффективно использовать в учебном процессе и управлении новейшие информационные технологии.

Содержание мероприятий и их выполнение

2013-2014 г.г. Модернизация компьютерного кабинета № (приобретение оборудования и программного обеспечения).

Оснащение не менее 10 рабочих мест преподавателей персональными компьютерами и мультимедийными комплексами.

Комплектование на 10% лицензионным программным обеспечением – операционных систем и офисного ПО.

2015-2016 гг. Модернизация компьютерного кабинета № (приобретение оборудования и программного обеспечения).

оснащение не менее 10 рабочих мест преподавателей персональными компьютерами и мультимедийными комплексами.

Комплектование на 10% лицензионным программным обеспечением – операционных систем и офисного ПО.

2013-2018 Ежегодное расширение количества пользователей локальной вычислительной сети техникума.

Создание электронного банка данных о выпускниках по всем специальностям на внешнем портале техникума в сети Интернет.

Наполнение внутреннего и внешнего портала.

Отбор программного обеспечения для оптимального функционирования информационной среды.

Совершенствование медиатеки и ИС библиотеки.

Ожидаемые результаты от реализации Программы развития техникума

Результаты деятельности техникума на момент окончания реализации намеченных мероприятий Программы развития будут состоять в повышении конкурентоспособности выпускников техникума и укреплении собственных конкурентных преимуществ.

Социальный эффект от реализации мероприятий Программы развития техникума:

- полное и своевременное выполнение соглашений о сотрудничестве с социальными партнерами техникума позволит привлечь к реализации творчески активных преподавателей;

- благоприятный характер изменений содержания, структуры и методических подходов организации учебного материала обновленных профессиональных и общеобразовательных программ подготовки специалистов, осуществляемых на основе интеграции учебно-воспитательной, образовательной и инновационной деятельности техникума с академическим и реальным сектором экономики, будет свидетельствовать о создании благоприятных условий для увеличения числа выпускников, обладающих современными профессиональными компетенциями и востребованных новой экономикой (100% выпускников техникума трудоустраивается сразу после его окончания);

- обновление материально-технического оснащения техникума, особенно за счёт приобретения передового технологического оборудования, функционирование развитой учебно-образовательной инфраструктуры могут создать условия сотрудничества и обучения в техникума еще более привлекательными для молодых и талантливых людей.

Экономический эффект от реализации Программы развития техникума:

- увеличение общего объема внебюджетных поступлений в техникума в структуре его доходов;

- возможность совместного участия с организациями, представляющими реальный сектор экономики, и другими заинтересованными сторонами в создании и реализации качественно новых образовательных программ, повышающих интеллектуальный и творческий потенциал обучающихся;

- осуществление оценки социальной и экономической эффективности мероприятий Программы развития техникума в процессе организации студенческой практики и дальнейшего трудоустройства выпускников.

           Инновационный эффект в образовательном процессе при реализации программы инновационного развития техникума:

- расширение инфраструктурных возможностей путем улучшения материально-технического обеспечения;

- увеличение количества педагогических работников, имеющих опыт работы и прошедших стажировки в коммерческих организациях, готовых к внедрению реализации обновленных программ подготовки и переподготовки специалистов в учебно-образовательный процесс деятельности техникума;

- в 2014-2018 гг. планируется увеличение количества открытых уроков, мастер-классов конкурсов и олимпиад, проводимых в масштабах городских, региональных открытых мероприятий.

       Структурно-организационный эффект обеспечивается унификацией процесса управления техникума и его учебно-образовательно комплексом, учебных планов и программ, введением новых структурных элементов техникума. Создание системы контроля реализации программы развития, в том числе со стороны работодателей.

Достижение цели и решение задач развития техникума осуществляются путем скоординированного выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения реализации мероприятий Программы.

Оценки потребностей и возможные источники по этим направлениям будут реализованы согласно проектно-сметной документации.

Управление реализацией Программы включает в себя следующие составляющие:

        общая координация деятельности техникума и его партнеров по выполнению Программы;

        организация привлечения финансовых средств для реализации Программы;

        управление совершенствованием образовательного процесса;

        управление развитием образовательной деятельности осуществляемой в режиме текущей деятельности;

       осуществление мониторинга результативности программы с формированием информационной базы реализации для всех составляющих управления;

       подготовка отчетности перед Правительством Московской области по целевому использованию средств, выделяемых на реализацию Программы.

Выработку рекомендаций по общей координации деятельности техникума в части реализации Программы осуществляет совет техникума, который:

        дает предложения по наполнению и расходованию Фонда развития техникума;

        формирует план развития материально-технической базы и инфраструктуры техникума.